Закон о деятельности предприятий не позволяет осуществлять сделки наличными в суммах, превышающих 100 тысяч рублей. Поэтому открытие расчетного счета в одном из банков можно считать неизбежным для любого предприятия. А если есть расчетный счет, то за него приходится платить, а следовательно, нужно отразить расходы по банку в бухгалтерской документации. Возможно, не для всех эта процедура рутинна, и есть необходимость периодически освежать память.

Начните с перепрочтения ПБУ 10/99, можно читать не все, но уделить внимание только двум пунктам – 4 и 11, «Расходы организации». Впрочем, мы и так можем сказать, что там говорится. А говорится там, что расходы на банковское обслуживание попадают в графу «прочих расходов».

А вот пункт 18 того же документа говорит, что нельзя осуществлять признание этого вида расходов ни в какой другой последующий период, а только в тот отчетный период, когда эти траты имели место быть в реальности. При этом вы указываете не дату оплаты, но дату оказания услуги. Но, как и во всех правилах, здесь есть свое исключение, которое говорит, что для индивидуальных предпринимателей, которые пользуются кассовым методом в своей бухгалтерии, все прямо противоположно, то есть их задача отразить расходы на банк по факту оплаты банковских услуг, а не на момент их оказания.

Когда вы открывали свой расчетный счет, с вами был заключен банковский договор на обслуживание этого счета. Загляните в этот документ – там вы найдете информацию о том, каковы тарифы и размер комиссии, удерживаемой с вас за оказание банковских услуг при проведении платежей. Ориентируйтесь на указанные цифры.

Откройте дебет по счету 91.2 «Прочие расходы» и кредит по счету 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (также можно воспользоваться счетом 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками»), чтобы отразить банковские расходы. Когда же комиссия будет оплачена, вы должны будете списать эти расходы с дебета счета 76 или 60 (смотря чем вы воспользовались) на кредит счета 51 «Расчетные счета».

В том случае, если ваше предприятие решило пользоваться клиентской программой для ускорения процесса работы с банком, и потратилось на приобретение соответствующего программного обеспечения, то расходы подобного рода необходимо отразить в дебете счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредите счета 76 (или 60). В дальнейшем вы будете ежемесячно списывать расходы на эксплуатацию ПО на дебет счета 91.2. Списания производятся равными долями и число списаний зависит от срока договора на пользование клиентской программой.

Расходы по банку могут снизить налогообложение. Но учет вести надо в соответствии с принятой системой налогообложения. Если это общая система, то банковские расходы становятся «прочими» или «внереализованными» расходами. Если же это УСН, то рассчитывать на уменьшение налога не приходится, разве только в том случае, если объектом налогообложения не станет объект «доходы минус расходы». А вот если это ЕНВД, то никакие банковские расходы не окажут влияния на размер налога.